Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
7. Почти слово в слово с Матфеем вспоминает и Марк;
только он гораздо точнее выразил слова Господа о том,
как это все произойдет: "Истинно говорю тебе, что ты
ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух,
трижды отречешься от Меня". Таким образом, хотя все
сказали, что Господь предсказал отречение Петра от Него
прежде, чем пропоет петух, но не все сказали сколько
раз (пропоет); один только Марк сказал об этом более
определенно. Отсюда некоторым кажется, что Марк не
совпадает с другими (евангелистами), ибо такие люди
невнимательны и, кроме того, их внимание часто затемнено,
поскольку они руководствуются враждебным отношением
к Евангелию. Итак, полное отречение Петра было (именно)
троекратным отречением. Он переживал душевный трепет
и тяжесть предполагаемой в нем лжи, пока горьким плачем
и душевной скорбью не исцелился, убедившись в действи-
тельности того, что ему было предсказано. Но если все
это, т. е. троекратное отречение, началось после первого
пения петуха, то, как может показаться, три (евангелиста)
допустили неточность. Из них Матфей сказал: "Истинно
говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет* петух,
трижды отречешься от Меня"; а Иоанн: "Истинно, истинно
говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня
трижды". Действительно, они различными словами выра-
зили одну и ту же мысль Господа, а именно ту, что Петр
отречется от Него, прежде чем будет петь петух. Но, с
другой стороны, если Петр окончил троекратное отречение
раньше пения петуха, то можно подумать, что Марк от
лица Господа сказал нечто лишнее: "Истинно говорю тебе,
что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет
петух, трижды отречешься от Меня".
В самом деле, зачем Марк говорит "дважды", если
оказывается, что все это троекратное отречение совер-
шилось раньше первого пения петуха, а, следовательно, и
раньше второго, и третьего, и всех вообще пений петуха
в ту ночь? Но так как это тройное отречение началось
прежде пения петуха, то те три евангелиста имели в виду
не то, когда его Петр окончит, а то, каково оно будет и
когда начнется, т. е. что оно будет троекратным и начнется
238