Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
с вами: будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что,
куда Я иду, вы не можете придти, так и вам говорю
теперь. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга;
как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по
тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь
любовь между собою. Симон Петр сказал Ему: Господи!
куда Ты идешь?" Из всего сказанного очевидно, что Петр
был побужден сказать это, когда услышал слова Господа:
"Куда Я иду, вы не можете придти". Тому же Петру
Иисус сказал: "Куда Я иду, ты не можешь теперь за
Мною идти, а после пойдешь за Мною". Тогда Петр
сказал: "Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь?
я душу мою положу за Тебя". Вот на эту-то готовность
его Господь и ответил относительно его будущего отречения.
А приведя слова Господа: "Симон! се, сатана просил,
чтобы сеять вас как пшеницу; но Я молился о тебе, чтобы
не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди
братьев твоих", Лука присоединил ответ Петра: "Господи!
с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти". А Он
сказал: "Говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня,
как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня". Кто
не заметит, что последние слова суть нечто иное, чем те,
которыми Петр был побужден к выражению своей готов-
ности умереть.
Матфей же говорит: "И воспевши пошли на гору
Елеонскую. Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь
о Мне в эту ночь, ибо написано: "поражу пастыря, и
рассеются овцы стада". По воскресении же Моем предварю
вас в Галилее". Также говорит и Марк. Но каково сходство
в словах или мыслях этого места с тем, что побудило
Петра к выражению своей готовности как по словам
Иоанна, так и по словам Луки? Здесь (у Матфея) такая
последовательность: "Петр сказал Ему в ответ: если и все
соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал
ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели
пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит Ему
Петр: хотя бы и надлежало мне и умереть с Тобою, не
отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики".
237