Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
положу за Тебя. Иисус отвечал ему: душу твою за Меня
положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоет
петух, как отречешься от Меня трижды" (Иоан. XIII, 33
— 38).
Об этом отречении от Него Петра упоминает не только
Иоанн, но и остальные три (евангелиста) (Мф. XXVI, 30
— 35; Марк. XIV, 26 — 31; Лук. XXII, 31 — 34). Но
не все они одинаковым образом приходят к воспоминанию
об этом, потому что Матфей и Марк говорят (об этом)
после того, как Господь вышел из дома, в котором вкушал
пасху, а Лука и Иоанн — прежде чем Он вышел оттуда.
Но мы можем предположить, что или те ввели в повес-
твование слова позже, чем должно, или эти — раньше.
Однако, некоторое недоумение может вызвать еще и
то обстоятельство, что они представили не только раз-
личные слова, но и мысли Господа, смущенный которыми
Петр выразил известную готовность умереть или вместе с
Господом, или за Господа; так что, пожалуй, следует
думать, что Петр в различных местах речи Христовой
трижды выразил готовность свою, и что трижды ему было
сказано Господом об имеющем быть троекратном отречении
его прежде пения петуха.
6. Действительно, ведь вполне могло быть и так, что
в некоторые отделенные друг от друга промежутки времени
Петр был побужден к тому, чтобы выразить готовность
(умереть), как и после — отречься от Него; также и
Господь ответил ему трижды; хотя, впрочем, три раза безо
всякого перерыва, (не вставляя) каких-либо слов или
действий, Он спросил Петра после воскресения Своего:
любит ли он Его, и на его троекратный одинаковый ответ
Сам трижды дал ему одну и ту же заповедь о том, что
Петр должен пасти овец Его (Иоан. XXI, 15 — 17). Итак,
из самих слов евангелистов, достаточно отличающихся друг
от друга, ясно видно, что наиболее вероятно предполо-
жение, что Петр троекратно высказал свою готовность
(умереть) и три раза услышал от Господа о своем будущем
троекратном отречении.
Вспомним то, что я ныне внес из Евангелия Иоанна.
Несомненно, Он сказал: "Дети! Не долго уже быть Мне
236