Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
4. Может показаться, что Иоанн будто бы противоречит
не только Луке, который сказал, что сатана вошел в сердце
Иуды, когда тот заключил договор с иудеями, что передаст
(Иисуса) за обещанные деньги, но и самому себе, так как
он уже выше, прежде, чем (Иуда) вкусил хлеба, сказал:
"Диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту
предать Его". Действительно, как иначе входит дьявол в
сердце, если не вводя в беззаконные мысли нечестивое
решение? Тут нам следует понимать, что в настоящем
(последнем) месте Иуда в еще большей мере оказался во
власти дьявола; и наоборот, подобно этому, те, которые
приняли уже Духа Святого, когда (Иисус) дунул на них
и сказал: "Примите Духа Святого" (Иоан. XX, 22), еще
полнее приняли Его потом, когда Он был ниспослан им
свыше в день Пятидесятницы. Итак, после вкушения сатана
вошел в Иуду, и, как последовательно передает Иоанн:
"Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Но
никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал
ему. А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что
Иисус говорит ему: "купи, что нам нужно к празднику",
или чтобы дал что-нибудь нищим. Он, приняв кусок,
тотчас вышел; а была ночь. Когда он вышел, Иисус сказал:
ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился
в Нем; если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит
Его в Себе, и вскоре прославит Его".
Глава II
5. "Дети! Не долго уже быть Мне с вами: будете искать
Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не
можете придти, так и вам говорю теперь. Заповедь новую
даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так
и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы
Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
Симон Петр сказал Ему: Господи! куда Ты идешь? Иисус
отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною
идти, а после пойдешь за Мною. Петр сказал Ему: Господи!
почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою
235