Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
КНИГА ТРЕТЬЯ
Предисловие
1. Так как теперь повествование всех четырех (еван-
гелистов) подошло к тому моменту, когда им необходимо
следовать до конца вместе, то они (в своих дальнейших
писаниях) уже лишь весьма немного отличаются друг от
друга, хотя порою один и упоминает о чем-либо таком,
что другой пропускает. Как мне кажется, сходство всех
евангелистов будет наиболее очевидным, если начиная
отсюда мы станем сопоставлять описанные всеми ими
события и сводить их к единому порядку и (цельному)
повествованию. Таким образом, по моему мнению, будет
удобнее и легче разъяснить то, что мы взяли на себя,
выбирая из сообщений евангелистов те события, которые
каждый из них смог или захотел вспомнить; при этом,
конечно же, относительно всего этого необходимо показать,
что здесь нет никакого взаимного противоречия.
Глава I
2. Итак, начнем с Матфея: "И когда они ели, Иисус
взял хлеб и благословив преломил и, раздавая ученикам,
сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое" (Мф. XXVI,
20 — 26). Об этом упоминают также Марк и Лука (Марк.
XIV, 17 — 22 и Лук. XXII, 14 — 23). А то, что Лука
дважды упоминает о чаше: в первый раз прежде прелом-
ления хлеба, а во второй — после, то, пожалуй, первым
упоминанием он по своему обыкновению предупредил
событие; но и первое, и второе в совокупности выражают
ту же мысль, что передали и другие (евангелисты). А
Иоанн ничего не сказал о Теле и Крови Господа в этом
месте, но позже он свидетельствует более пространно, что
Господь сказал об этом (Иоан. VI, 32 — 64); здесь же,
упомянув, что Господь восстал от вечери и умыл ноги
учеников, а также, хотя только намеком, ссылаясь на
233