Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
женщина умастила миром не только голову, но и ноги
Господни.
156. Все же прочее, касающееся данного события, как
мне кажется, не должно вызывать недоумений. И если
другие евангелисты свидетельствуют о недовольстве учени-
ков, а Иоанн указывает только на Иуду,# то это лишь
означает, что говоря "ученики" евангелисты имели в виду
именно Иуду. Можно также предположить, что мнение
Иуды разделяли и другие, хотя и молчали, или же что
Иоанн упомянул Иуду только потому, что прочие, осуждая
расточительство, пеклись о бедных, Иуда же — только о
себе.
Глава LXXX
157. Матфей продолжает: "Тогда один из двенадцати,
называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам
и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они
предложили ему тридцать сребренников", и проч. до слов:
"Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили
пасху" (Мф. XXVI, 14 — 19). В этом отрывке нет ничего,
что противоречило бы сказанному Марком и Лукой (Марк.
XIV, 10 — 16; Лук. XXII, 3 — 13). Действительно, Матфей,
написав: "Пойдите в город к такому-то и скажите ему:
"Учитель говорит: время Мое близко, у тебя совершу пасху
с учениками Моими" имел в виду того же человека, что
и Марк и Лука, упоминавшие о нем как о хозяине дома.
158. Затем Матфей говорит: "Когда же настал вечер,
Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели,
сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст
Меня. Они весьма опечалились и начали говорить Ему,
каждый из них: не я ли, Господи?", и т. д. до слов: "При
сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви?
Иисус говорит ему: ты сказал" (Мф. XXVI, 20 — 25). В
этом месте ни один из евангелистов не приводит ничего
такого, что могло бы вызвать недоумение у читателей
(Марк. XVI, 17—21; Лук. XXII, 14 — 23; Иоан. XIII,
21 — 27).
232