Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/233"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
так как она возлюбила много; мы должны понимать, что
это сделала та же самая Мария, но два раза, причем
первый случай описывает Лука (Лук. VII, 36 — 50). Об
этом событии повествует и Иоанн. Хотя он не так изоб-
ражает совершившееся, как Лука, однако и он упомянул
об этой женщине, называя ее Марией, когда начал говорить
0 имеющем воскреснуть Лазаре, прежде чем Господь прибыл
в Вифанию. Об этом он повествует таким образом: "Был
болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили
Мария и Марфа, сестра ее. Мария же, которой брат Лазарь
был болен, была та, которая помазала Господа миром и
отерла ноги Его волосами своими" (Иоан. XI, 1, 2). Говоря
так, Иоанн является свидетелем в пользу Луки, который
сообщил, что это произошло в доме некоего фарисея
Симона. Итак, Мария некогда уже совершила это. А то,
что она сделала в Вифании снова, есть нечто иное, что
не имеет отношения к повествованию Луки, но одинаково
сообщается остальными тремя евангелистами (Иоан. XII,
1 — 8; Мф. XXVI, 7 — 13; Марк. XIV, 3 — 9).
155. Итак, нам нужно обратить внимание, каким образом
сходно у Матфея, Марка и Иоанна то, о чем, несомненно,
они говорят как об одном и том же событии в Вифании,
где и ученики (как сообщают все три евангелиста) выражали
недовольство женщиной за трату драгоценнейшего мира.
Когда Матфей и Марк говорят, что миром была помазана
глава Господа, а Иоанн — ноги Его, то это не несет в
себе противоречия по тому правилу, которое мы показали,
когда говорили о том, что Он напитал толпы пятью
хлебами. Ведь и там был такой, который говорил, что
народ был расположен по пятисот и по сто человек, тогда
как другой указал только на сотни, а третий — только
на пятьсот; но в этом нельзя видеть противоречия: ведь
возможно, что когда один расположил только по сотням,
другой расположил по пятьсот, из чего нужно сделать
вывод, что в действительности было и то, и другое. Из
этого примера следует, что когда евангелисты сообщают
о похожих, но в то же время и в чем-то отличных
событиях, необходимо понимать так, что случаи приводятся
все-таки разные. Поэтому и здесь нужно признать, что
231