Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/23"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
бы Свое незаслуженное человеком милосердие не обна-
ружил бы гораздо яснее в избавлении недостойных.
28. В то время, как некоторые ангелы нечестивою
гордостью отпали от Бога и с вышнего небесного жилища
были низринуты в преисподнюю тьму века сего, остальное
число ангелов осталось в вечном блаженстве с Богом и
в святости. Ибо одним падшим и осужденным ангелом
прочие увлечены были не так, чтобы их, как людей,
первоначальное зло связывало оковами подневольной пре-
емственности и всех подвергало должному наказанию; но
вслед за тем, как ставший дьяволом с союзниками нечестия
возгордился и этой гордостью пал вместе с ними, остальные
пребыли в благочестивом повиновении Господу, получая
еще и то, чего не имели — несомненное знание, благодаря
которому могли быть спокойны за свое непрестанное и
неизменное состояние.
29. Итак, Творцу и Промыслителю вселенной было
угодно, чтобы погибшая часть ангелов (так как не все
множество их погибло, оставив Бога) пребывала в вечной
погибели; те же, которые в это самое время неизменно
пребывали с Богом, радовались бы своему вернейшему,
всегда известному блаженству. Другое же разумное тво-
рение, человечество, погибавшее во грехах и бедствиях,
как наследственных, так и собственных, должно было по
мере своего восстановления в прежнем состоянии вос-
полнить убыль в сонме ангелов, образовавшуюся со времени
дьявольского разорения. Ибо воскресающим святым обе-
щано, что они будут равны ангелам Божиим (Лук. XX,
36). Таким образом, горний Иерусалим, мать наша, град
Божий, не лишится ни одного из множества своих граждан,
или, может быть, будет владеть даже большим количеством.
Мы, конечно, не знаем числа ни святых людей, ни
нечистых демонов, место которых заступили сыны святой
матери, явившейся на земле бесплодной (Ис. XLF/, 1), и
будут пребывать в том мире, которого те лишились, без
всякого ограничения времени. Но число тех граждан, как
настоящее, так и будущее, доступно созерцанию Художника,
Который "называет несуществующее как бы существу-
21