Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/228"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
других евангелистов: что душа должна быть готова и
свободна, не занята и не угнетена плотскими желаниями;
так что "выходи из него" означает: пусть не увлекаются
более стремлением к этой жизни, но пусть будут готовы
переселиться в жизнь иную; об этом говорят и слова: "Да
не сходит взять что-нибудь из дома своего", а именно:
пусть не поддаются каким-либо плотским стремлениям с
намерением приобрести какую-либо выгоду. Наконец, слова
Луки: "Кто в окрестностях, не входи в него" значат то,
что люди, по доброму расположению сердца оказавшиеся
вне этой жизни, пусть снова уже не желают ее по
побуждению плоти; эту же мысль другие два евангелиста
выразили словами: "Кто на поле, тот да не обращается
назад взять одежды свои", т. е. не обращаться к прежним
заботам, которые сбросил с себя.
151. А слова Матфея: "Молитесь, чтобы не случилось
бегство ваше зимою, или в субботу" Марк передал только
отчасти. Он говорит: "Молитесь, чтобы не случилось
бегство ваше зимою". Лука же совсем не вспомнил о них;
но зато только он один сказал нечто такое, что, по моему
мнению, осветило эту мысль, выраженную другими в
несколько скрытом виде; Лука говорит: "Смотрите же за
собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и
пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не
постиг вас внезапно: ибо он, как сеть, найдет на всех
живущих по всему лицу земному; итак бодрствуйте на
всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех
сих будущих бедствий...". Под всем этим разумеется бегство,
о котором говорит Матфей, чтобы оно не случилось зимой
или в субботу. Под зимой понимаются заботы этой жизни,
о которых явно говорит Лука, а под субботой — пьянство
и обжорство. Действительно, заботы тягостны, как зима,
а опьянение погружает и закрывает сердце плотской ра-
достью и разгулом; это зло обозначено именем субботы
потому, что и прежде был, и теперь у иудеев есть весьма
дурной обычай предаваться в этот день забавам, ибо многие
из них уже забыли о духовной субботе.
Впрочем, если бы даже в указанных словах Матфея и
Марка следовало видеть что-то совсем другое, или если
226