Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/226"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
ничего более, кроме речи о вдове, самой бедной и, в то
же время, самой богатой, присоединив также и то, что
опять-таки совпадает с Матфеем: о будущем разрушении
храма. Лука, со своей стороны, после вопроса о том,
каким образом Христос есть сын Давида, упоминает о
лицемерии фарисеев весьма немногое. А ^ после этого и
он, подобно Марку, переходит к вдове, которая бросила
в сокровищницу две мельчайшие монеты, и уже затем
прибавляет и о будущем разрушении храма, как Матфей
и Марк (Лук. XX, 46 — XXI, 6).
Глава LXXVII
147. Затем Матфей говорит: "Когда же сидел Он на
горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине
и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак
Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в
ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас; ибо многие
придут под именем Моим и будут говорить: "я Христос",
и многих прельстят", и т. д. до слов: "И пойдут сии в
муку вечную, а праведники в жизнь вечную". Эту обширную
речь Господа будем рассматривать одновременно по сооб-
щениям трех евангелистов, Матфея, Марка и Луки, потому
что они присоединили ее, удерживая один и тот же
порядок (Мф. XXIV, 3 — XXV, 46; Марк. XIII, 4 — 37
и Лук. XXI, 7 — 36). Правда, каждый из них прибавляет
и нечто особенное, в чем, однако, нет основания подоз-
ревать какого-либо противоречия.
148. Итак, вот слова Матфея: "И проповедано будет
сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетель-
ство всем народам; и тогда придет конец"; Марк вторит
ему так: "И во всех народах прежде должно быть пропо-
ведано Евангелие". Он не говорит: "И тогда придет конец",
но это вполне ясно подразумевается, ибо именно на вопрос
учеников о конце говорится: "Во всех народах прежде
должно быть проповедано Евангелие", т. е. именно эта
проповедь и должна предшествовать концу.
224