Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
и в третий день кончу" относятся к телу Его, т. е. к
Церкви. В самом деле, демоны изгоняются, когда народы
веруют в Него, оставив отеческие суеверия, и совершаются
исцеления, когда жизнь идет по Его заповедям после
отречения от дьявола и мира сего до воскресения, в
котором, как бы в третий день, закончится созидание
Церкви, т. е. ее усовершенствование до ангельской полноты
через бессмертие даже тела. По этой причине настоящее
расположение событий у Матфея никоим образом не
должно полагаться в каком-либо отношении разногласием.
А Лука должен быть понимаем или как предупредивший
то, что происходило в Иерусалиме, и при воспоминании
сделавший вставку, прежде чем повествование его привело
Господа в Иерусалим; или же так, что Господь отвечал
тем, которые убеждали Его остерегаться Ирода, что было
при приближении Его к этому городу; а Матфей говорит,
будто Он сказал это толпам, когда уже дошел до Иерусалима
и когда уже окончилось все то, о чем было рассказано
выше.
Глава LXXVI
146. Матфей продолжает так: "И вышед Иисус шел от
храма. И приступили ученики Его, чтобы показать Ему
здания храма. Иисус же сказал им: видите ли все это?
Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне;
все будет разрушено" (Мф. XXIV, 1, 2). Марк также
упоминает об этом почти в той же последовательности,
лишь несколько отступив для рассказа о вдове, которая
положила две лепты в сокровищницу (Марк. XII, 41 —
XIII, 2), о чем вместе с ним упоминает только Лука. Ибо
ведь у Марка после того, как Господь беседовал с иудеями,
расспрашивая их, каким образом они признают Христа
сыном Давидовым, говорится о том, что сказал Господь
для предохранения себя от фарисеев и от их лицемерия.
Это место Матфей изложил весьма подробно и сообщил
о многом, сказанном тогда Господом. При этом, после
одного и того же места, которое Марк представил кратко,
а Матфей — пространно, Марк, как я сказал, не внес
8 'Зак. 3645
223