Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
что Господь отвечал так тем, которые убеждали Его уйти
из того места, потому что Ирод хотел убить Его. Лука
даже вспоминает, что эти же слова были сказаны, как и
у Матфея, против самого Иерусалима. В самом деле, из
слов Луки можно понять, что дело было так: "В тот день
пришли некоторые из фарисеев и говорит Ему: выйди
и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя. И сказал
им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и
совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день
кончу; а впрочем Мне должно ходить сегодня, завтра и
в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк
погиб вне Иерусалима. Иерусалим, Иерусалим, избивающий
пророков и камнями побивающий посланных к тебе!
сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов
своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам
дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидете Меня,
пока не придет время, когда скажете: "благословен Грядый
во имя Господне!" (Лук. XIII, 31 — 35).
Правда, этому повествованию Луки не противоречит,
по-видимому, то, что толпы народа говорили Господу при
приближении Его к Иерусалиму: "Благословен Гряду-
щий...", потому что согласно той последовательности, ко-
торой следовал Лука, Он еще не прибыл туда, и эти слова
еще не были сказаны. Но ведь Лука не говорит, что
оттуда Господь пошел в Иерусалим. Напротив, Он за-
держивается на пути Своем, и Его слова: "Се, изгоняю
бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий
день кончу" являются сказанными в таинственном и
образном значении, ибо Он пострадал не в тот третий
день, почему Он непосредственно и продолжает: "Впрочем
Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий
день". Конечно, все это вынуждает нас понимать в таин-
ственном смысле и следующие Его слова: "Сказываю же
вам, что вы не увидете Меня, пока не придет время,
когда скажете: "благословен Грядый во имя Господне!",
т. е. понимать, что речь здесь идет о том Его пришествии,
когда Он придет в славе Своей.
Вместе с тем полагают и так, что Его слова: "Се,
изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра,
222