Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/223"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
законников, об этом упоминает также и Лука, но только
будто бы это случилось в доме какого-то фарисея, который
пригласил Его на пир. Чтобы сообщить об этом, Лука
разошелся с Матфеем около того места, где оба они
упомянули о сказанном Господом о знамении Ионы, о
трех днях и ночах, о царице Южной, о Ниневитянах и
о духе нечистом, который возвратился и нашел дом
убранным; после этой речи Матфей говорит: "Когда же
Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли
вне дома, желая говорить с Ним" (Мф. XII, 39 — 46).
А Лука в той же речи, упомянув нечто из слов Господа,
пропущенное у Матфея, затем отступает от той последо-
вательности, которую они с Матфеем до этого места
соблюдали: "Когда же Он говорил это, один фарисей
просил Его к себе обедать; Он пришел и возлег. Фарисей
же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом.
Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность
чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена
хищения и лукавства. Неразумные!" И далее следует речь
против тех же фарисеев, книжников и законоучителей в
таком же роде, как и у Матфея в настоящем месте,
которое мы ныне взяли для рассмотрения (Лук. XI, 29
— 52). Итак, хотя Матфей говорит об этом, не указывая
на дом фарисея, однако он и не говорит определенно о
том месте, где это было сказано, что могло бы противо-
речить рассказу Луки.
Впрочем, так как Господь пришел уже в Иерусалим
из Галилеи, и, по Матфею, после Его входа в Иерусалим
предыдущие события так связаны с этой речью, что
вероятнее всего признать, что все это произошло в Иеру-
салиме, а Лука повествует об этом, как о бывшем еще
во время путешествия Господа в Иерусалим, то мне
кажется, что было две подобных друг другу речи, из
которых одну привел один евангелист, а другую — другой.
145. Конечно, необходимо обратить внимание на то,
каким образом говорится: "Не увидете Меня отныне,
доколе не воскликнете: "благословен Грядущий во имя
Господне!", когда, согласно тому же Матфею, эти слова
уже были сказаны (Мф. XXI, 9). Ведь и Лука говорит,
221