Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Его" (Мф. XXII, 41 — 46). Марк упоминает об этом в
той же последовательности и в том же порядке. А Лука
умалчивает только о том человеке, который спросил Гос-
пода: "Какая наибольшая заповедь в законе?" Но пропустив
это, и он далее соблюдает ту же последовательность,
сообщая, что Господь спросил иудеев: "1£ак говорят, что
Христос есть сын Давидов?" (Лук. XX, 41 — 44). Для
понимания неважно, что, по Матфею, когда Иисус спросил
у иудеев, что они думают о Христе, чей Он сын, они
ответили: "Давидов", и именно тогда Он произнес слова:
"Если Давид называет Его Господом, как же Он сын
ему?"; а по сообщению Марка и Луки не находится
указаний ни на Его вопрос, ни на их ответ. Действительно,
мы должны понимать, что после их ответа двумя еван-
гелистами указана мысль самого Господа, как она была
Им выражена слушавшим Его, которых Он хотел наставить
в Своем учительском служении и отклонить от учения
книжников. Они знали о Христе только то, что Он по
плоти был от семени Давида, но не признавали в Нем
Бога, хотя Он был Господом самого Давида. Поэтому-то
согласно указанию двух евангелистов Господь представля-
ется обращающимся от тех, которые находились в заблуж-
дении, к тем, которых он хотел освободить от их за-
блуждения. Таким образом, слова: "Как же Он сын ему?"
нужно понимать не так, что они обращены к первым, но
ко вторым, к тем, которых Он хотел наставить.
Глава LXXV
144. Далее Матфей держится в повествовании такого
порядка: "Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам
Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники
и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать,
соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо
они говорят, и не делают", и проч. до слов: "Не увидете
Меня отныне, доколе не воскликнете: "благословен Гря-
дущий во имя Господне!" (Мф. XXIII). Что подобную
речь произнес Господь против фарисеев, книжников и
220