Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/218"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
не только тем, которые спрашивали Его о Его власти, но
и народу, потому что он говорит так: "И начал Он
говорить к народу притчу сию". Таким образом, под
именем этого народа необходимо понимать и тех, которые
были подобны восклицавшим: "Благословен Грядущий во
имя Господне!", и, следовательно, среод них и были
отвечавшие: "Злодеев сих предаст злой смерти". Поэтому
их ответ Господу Марк и Лука передали так, как-будто
это сказал сам Тот, Который есть истина, часто провоз-
глашаемая даже устами злых людей, побуждая к этому ум
человека не в виду его святости, а в силу собственного
могущества. Кроме того, вследствие возможности в них
таких качеств, не напрасно же они рассматриваются в
самом теле Господа как Его члены, так что голос их
вручается Тому, членами Которого они были, ибо Он
крестил уже больше, чем Иоанн (Иоан. IV, 1), и имел
толпы учеников, как об этом часто свидетельствуют еван-
гелисты; из их числа были и те пятьсот братии, которым,
по свидетельству апостола Павла, Он явился после вос-
кресения (I Кор. XV, 6).
138. Есть у евангелиста Иоанна речь Господа, из которой
легче уразуметь то, что я говорю: "Тогда сказал Иисус к
уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем,
то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина
сделает вас свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово
и не были рабами никому никогда, как же Ты говоришь:
"сделаетесь свободными"? Иисус отвечал им: истинно,
истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб
греха; Но раб не пребывает в доме вечно: сын пребывает
вечно; итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны
будете. Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить
Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас" (Иоан.
VIII, 31 — 37). Конечно, Он не сказал бы: "Ищете убить
Меня" тем, которые уверовали в Него и которым Он
сказал: "Если пребудете в слове Моем, то вы истинно
Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас
свободными". Это было сказано тем, которые уже веровали
в Него; но была там и толпа, среди которой было немало
врагов Его. И вот, хотя евангелист ясно и не указывает,
216