Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/217"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
который отвергли строители, тот самый сделался главою
угла'\ Эта мысль, безусловно, наиболее уместна после
возражений со стороны иудеев.
136. Итак, нам остается признать, что среди слушавшего
Господа народа некоторые отвечали то, что приводит
Матфей, а другие то, что не упустил сказать Лука. Тем,
которые дали Господу тот ответ, который привел Матфей,
другие возражали: "Да не будет!" Но ответ первых Марком
и Лукой приписан Господу, ибо, как я выше сказал, через
них говорила сама истина: или, если они были злыми,
по их неведенью, как и Каиафа, который, будучи первос-
вященником, изрек пророчество, не понимая, что он
говорит (Иоан. XI, 49 — 51); или же сознательно, как
через понимающих и уже верующих. Ведь там была та
толпа, через которую исполнилось известное пророчество,
когда народ, встречая с великим торжеством входящего в
Иерусалим, восклицал: "Благословен Грядущий во имя
Господне!" (Пс. CXVII, 26; Мф. XXI, 9).
137. Пусть нас не смущает и то, что Матфей сказал,
будто первые священники и старейшины народа подошли
к Господу и спросили, какой властью Он это делает и
кто дал Ему эту власть; это тогда, когда Он со Своей
стороны спросил их: "Крещение Иоанново откуда было:
с небес, или от человеков?" А на их ответ, что они этого
не знают, сказал им: "И Я вам не скажу, какою властью
это делаю". Далее Матфей продолжал говорить таким
образом: "А как вам кажется? У одного человека было
два сына...", и т. д. По Матфею речь идет связно до того
места, где говорится о передаче виноградника другим
виноградарям. Действительно, можно подумать, что все
это Господь говорил первосвященникам и старейшинам
народа, которые спросили Его о Его власти. Конечно,
если они спрашивали как искусители и враги, то не в
них нужно видеть верующих, т. е. тех, которые представили
Господу ясное свидетельство из пророка.
Было бы глупым отрицать саму возможность присутствия
верующих в той толпе, которая тогда слушала притчи
Господа. Ведь Матфей ради краткости умолчал о том, о
чем не умолчал Лука, т. е. что притча эта сказана была
215