Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/216"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
любленного сына и выбросили за пределы виноградника.
При этом Марк и Лука соблюдают ту же последователь-
ность, что и Матфей (Марк. XII, 1 — Ни Лук. XX, 9
— 18).
134. Итак, здесь может явиться только один недоумен-
ный вопрос, а именно: Матфей говорит, что Господь
спросил иудеев: "Когда придет хозяин виноградника, что
сделает он с этими виноградарями?", а затем прибавляет,
что они сказали в ответ: "Злодеев сих предаст злой смерти,
а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут
отдавать ему плоды во времена свои"; а Марк говорит,
что этот ответ дан был не ими, а сам Господь, непос-
редственно после Своего вопроса, как бы Сам ответил
Себе. Но легко заметить, что или фразы "они сказали",
"они ответили", хотя и пропущены, но подразумеваются;
или же этот ответ усвоен Господу, потому что от имени
их, так как они сказали истину, ответ дает Тот, Который
есть сама истина.
135. Гораздо больше сомнений возбуждает то обстоя-
тельство, что Лука не только приписывает, подобно Марку,
вышеозначенный ответ Господу, но еще и вкладывает в
уста иудеям ответ противоположный, будто бы они сказали:
"Да не будет". Действительно, Лука так передает эту беседу:
'"Что же сделает с ними господин виноградника? Придет
и погубит виноградарей тех и отдаст виноградник другим.
Слышавшие же это сказали: да не будет! Но Он, взглянув
на них, сказал: что значит сие, написанное: "камень,
который отвергли строители, тот самый сделался главою
угла"? (Пс. CXVII, 22)". Если вдуматься, то слова Господа
о камне, отвергнутом строителями, но сделавшемся главою
угла, вставлены с тем, чтобы этим свидетельством были
опровергнуты противоречившие рассказанной притче. Ведь
и сам Матфей приводит эти слова так, как будто они
сказаны возражающим; он говорит: "Неужели вы никогда
не читали в Писании: "камень, который отвергли строители,
тот самый сделался главою угла". Разве этим он не дает
понять, что были такие, которые возражали Иисусу? То
же отмечает и Марк, который приводит эти слова в таком
виде: "Неужели вы не читали сего в Писании: "камень,
214