Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Глава LXIX
132. Матфей продолжает так: "И когда пришел Он в
храм и учил, приступили к Нему первосвященники и
старейшины народа и сказали: какою властью Ты это
делаешь? и кто Тебе дал такую власть?", и проч. до слов:
"Я вам не скажу, какою властью это делаю" (Мф. XXI,
23 — 27). Все это почти в тех же самых словах изложили
и два другие: Марк и Лука (Марк. XI, 27 — 33; Лук.
XIX, 47 — XX, 8); в последовательном изложении событий
они ни в чем не противоречат друг другу, за исключением
того, о чем я сказал выше, а именно: Матфей, пропустив
нечто, относящееся к другому дню, так сопоставил события,
что если не разобраться, то можно подумать, что он все
еще продолжает вращаться в пределах второго дня, а Марк
— третьего. Лука же рассказал так, как-будто он не
соблюдал последовательность дней; но после упоминания
об изгнании из храма продавцов и покупателей умолчал
о выходе в Вифанию и возвращении в город, не рассказав
при этом и обо всем, что было связано со смоковницей;
причем, пропустив это, он далее поведал то, что мы выше
привели из Матфея.
Глава LXX
133. Далее Матфей говорит: "А как вам кажется? У
одного человека было два сына; и он, подошед к первому,
сказал: сын! пойди, сегодня работай в винограднике моем.
Но он сказал в ответ: "не хочу"; а после, раскаявшись,
пошел. И подошед к другому, он сказал то же. Этот
сказал в ответ: "иду, государь"; и не пошел; который из
двух исполнил волю отца?", и т. д. до слов: "И тот, кто
упадет на этот камень, разобьется; а на кого он упадет,
того раздавит" (Мф. XXI, 28 — 44). Марк и Лука не
упоминают о двух этих сыновьях, но они не обошли
молчанием то, о чем Матфей повествует потом: о вино-
граднике, врученном работникам, которые преследовали
посланных к ним рабов господина, а потом убили воз-
213