Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Итак, Марк пропустил то, что произошло в первый
день, когда Он вошел в храм; но он вспомнил о словах
Спасителя, когда Тот на смоковнице не нашел ничего,
кроме листьев; а это, по общему свидетельству обоих
евангелистов, было на второй день. А то, что Господь
сказал ученикам о вере и о возможности*перенести гору
в море, — все это произошло не во второй день, когда
смоковнице было сказано: "Да не будет же впредь от тебя
плода вовек", а в третий. Итак, Марк, упомянув об
изгнании торгующих из храма во второй день, пропустил
совершившееся в первый; ибо он говорит, что в тот же
самый день вечером Он вышел из города, и когда они
утром проходили мимо, ученики увидели, что смоковница
высохла до корня; Марк вспомнил также слова Петра
Господу: "Равви! посмотри, смоковница, которую Ты прок-
лял, засохла"; тогда Иисус и поведал ученикам о могуществе
веры. А Матфей передал, так, как-будто все это, т. е.
слова, обращенные к дереву, и немедленное засыхание
смоковницы, и удивление учеников при виде этого, и Его
ответ о силе веры, — все это было в один и тот же
день. Отсюда ясно, что Марк вспомнил во второй день
о том событии, о котором пропустил сказать в первый,
а именно об изгнании торгующих и покупающих из храма.
Матфей же, хотя упомянул о совершившемся во второй
день, т. е. о проклятии дерева при возвращении из
Вифании, пропустил при этом сказанное у Марка: о
прибытии Его в город и о выходе из него вечером, а
также и о том, что когда Он утром проходил мимо,
ученики удивлялись засохшему дереву. Кроме того, к
событиям второго дня, когда дерево засохло, он присо-
единил еще и совершившееся в третий день, т. е. удивление
учеников тому, что дерево засохло, и то, что ученики
слышали от Господа о могуществе веры; Матфей так
сопоставлял события, что только из рассказа Марка можно
распознать, где и что пропустил Матфей.
212