Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Глава LXV
125. Потом Матфей говорит: "И когда выходили они
из Иерихона, за Ним следовало множество народа", и
проч. до слов: "И тотчас прозрели глаза их, и они пошли
за Ним" (Мф. XX, 29 — 34). Об этом событии говорит
и Марк, но только в отношении к одному слепому (Марк.
X, 46 — 52). Это несогласие разрешается так же, как
разрешен вопрос о двух страдавших от легиона демонов,
а именно: из двух слепых один был более известен и
знаменит в том городе; этим, кстати, объясняется и то,
что Марк упоминает имя его и его отца, что встречается
нечасто при упоминании о столь многих, исцеленных
Господом. Таким образом, несомненно, этот Вартимей,
сын Тимея, лишившись большого благополучия, был повер-
жен в такое всем известное несчастье, что был не только
слепым, но даже сидел и просил милостыню. Вот потому-то
Марк пожелал упомянуть только его одного, так как его
прозрение доставило этому чуду столь же большую из-
вестность, сколь общеизвестно было бедствие Вартимея.
126. А Лука, как следует из его текста, хотя и повествует
о таком же чудесном событии, но только с другим слепым,
ибо он говорит, что это случилось во время их приближения
к Иерихону (Лук. XVIII, 35 — 43), а другие — что это
произошло тогда, когда они выходили из Иерихона. Но
упоминание одного и того же города и схожесть событий
дают повод думать, что это все-таки совершилось один
раз. А несогласие евангелистов в том, что один говорит
о приближении к Иерихону, а другие — об удалении от
него, убедительно, конечно, только для тех, которые более
склонны верить в ложность Евангельских повествований,
чем признать, что Иисус сотворил два одинаковых чуда.
А что это более вероятно и скорее можно признать
истинным, всякий верный сын Евангелия видит, так ска-
зать, невооруженным глазом; всякий же заядлый спорщик,
когда будет убежден в этом, пусть отвечает сам, или
молчанием, или, если не хочет молчать, рассуждениями.
208