Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/21"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
Нового Завета, коим говорится: "да будет слово ваше: да,
да; нет, нет, а что сверх этого, то от лукавого" (Мф. V,
37). По причине этого зла, неразлучного с человеком в
настоящей жизни, даже сами сонаследники Христа говорят:
"прости нам долги наши" (Мф. VI, 12).
23. Итак, теперь, когда для исследования причин добра
и зла нами кратко изложено, какой путь приводит нас в
царство, где будет жизнь без смерти, истина без заблуж-
дения и ничем не омрачаемое счастье, мы ни в коем
случае не должны сомневаться, что причина добра, нас
касающегося, лежит только в благости Божией, а зла —
в воле изменяемого добра, отступающей от добра неизмен-
ного, сначала в воле ангела, потом и человека.
24. Это есть первое зло разумной твари, т. е. первый
недостаток добра; потом уже и помимо воли человека
незаметно подкралось незнание того, что нужно делать, и
страстное влечение (похоть) к тому, чего нужно избегать,
спутниками же их явились ошибка и скорбь; когда же
чувствуют, что угрожает это двойное зло, то движение
избегающего их духа называется страхом. Когда же дух
достигает страстно им желаемого, хотя бы и пагубного
или бесполезного, он, не чувствуя своего заблуждения,
или побеждается нездоровым удовольствием, или даже
предается тщетной радости. Из этих как бы источников
болезней и нужды проистекают все бедствия разумной
природы.
25. Однако эта природа и среди бедствий не могла
лишиться стремления к блаженству. Бедствия эти общи у
людей и у ангелов, за свою злобу осужденных правдой
Господней. Но человек имеет и особенное наказание,
будучи наказан смертью тела. Бог угрожал ему наказанием
смерти в случае греха с его стороны, одаряя его свободной
волей с тем, чтобы он управлял ею, чтобы остерегался
падения; и поместил его в раю сладости, как бы в тени
жизни, откуда праведность восходила бы еще более усо-
вершенной (Быт. II, 15).
26. Изгнанный после греха из рая, человек и род свой,
зараженный грехом в нем, как в корне, связал наказанием
смерти и осуждения; так что все потомство его и осуж-
19