Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/208"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
значения Моисея, повелевшего давать разводное письмо,
они могли заключить о Его полном и несомненном
отрицании развода; ведь, испытывая Его, они подошли с
намерением сказать именно это. Это их намерение выра-
жено у Матфея в том, что не они были спрошены
Господом, а сами собой включили вопрос * о заповеди
Моисея, чтобы одержать видимый перевес над Господом,
так как Он запрещает развод супругов.
122. А еще это может быть понято и так, как это
видно из слов Марка, что Господь спросил их, поскольку
они сначала спросили Его, должно ли отпускать жену:
"Что заповедал вам Моисей?"; так как они ответили, что
Моисей позволил писать разводйую запись и отпускать,
то Он отвечал им из книги Закона, данного Моисеем,
как Бог установил брак мужчины и женщины словами,
которые привел Матфей. А когда они услышали то, что
первоначально сами отвечали на Его вопрос, то повторили
так: "Почему же Моисей позволил давать разводную за-
пись?" Тогда Иисус указал им, что причина этого —
жестокость их сердец; эту причину Марк поставил впереди
для краткости, как бы в ответ на тот их первый вопрос,
который вставил Матфей; он справедливо полагал, что
истина нисколько не потерпит ущерба, в каком бы месте
в тех же самых словах не был дан ответ на сказанное
дважды, когда Господь дважды теми же самыми словами
ответил на это.
Глава LXIII
123. Матфей продолжает: "Тогда приведены были к
Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился",
и проч. до слов: "Ибо много званных, а мало избранных"
(Мф. XIX, 13 — XX, 16). Этот порядок вместе с Матфеем
удержал и Марк (Марк. X, 13 — 31); о работниках,
посланных в виноградник, вставляет только один Матфей.
А Лука, после ответа Его на споры учеников между собой
о том, кто из них больший, присоединил рассказ о том
изгоняющем бесов человеке, которого они видели, хотя
206