Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/207"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
когда они помышляли о своем величии (Лук. IX, 46 —
48).
Глава LXII
120. Матфей так продолжает свое повествование: "Когда
Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел
в пределы Иудейские, за Иорданскою стороною", и проч.
до слов: "Кто может вместить, да вместит" (Мф. XIX, 1
— 12). Об этом сообщает и Марк, держась того же
порядка (Марк. X, 1 — 12). Конечно, можно видеть, что
нет никакого противоречия, когда тот же Марк влагает в
уста Господа вопрос фарисеям: "Что заповедал вам
Моисей?", и такой их ответ, что им дозволено давать
разводную запись; в то время как Матфей сказал словами
Господа, которыми Он показал им из книги Закона, что
Бог соединил мужа и жену, и потому человеку не должно
их разъединять, а они сослались на Моисея: "Как же
Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться
с нею?" Но Он снова сказал им: "Моисей, по жестоко-
сердию вашему, позволил вам разводиться с женами ва-
шими; а сначала не было так". Действительно, ведь и
Марк не умалчивает об этом ответе Господа; но это уже
после того, как они ответили на вопрос о разводной
записи.
121. В каком порядке или способе выражения мы
должны это рассматривать, для истинности дела это ни-
сколько не важно: они ли сами предложили вопрос Господу,
запретившему развод и подтвердившему слова Свои из
Закона, именно: вопрос о разводной записи, дозволенной
им тем же самым Моисеем, который написал и то, что
Бог соединил мужчину и женщину (Быт. II, 24), или же
они сами это ответили из заповеди Моисея на Его вопрос.
Ведь и Его намерение было таково, чтобы дать им
основательный ответ, почему это позволил Моисей, только
после того, как они вспомнят об этом. Это намерение
Его, то, которое представлено у Марка, ясно обозначено
в самом вопросе. С другой стороны, и их намерение
состояло в том, чтобы на основании обязательности и
205