Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
сохраняя ту же последовательность; но он не говорит о
Сыне Человеческом, имеющем прийти с Ангелами Своими,
чтобы воздать каждому по делу его. Однако он тоже
прибавляет, что Господь тогда сказал: "Кто постыдится
Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном,
того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в
славе Отца Своего со святыми Ангелами" (Марк. VIII, 34
— 38). Можно понять, что это относится к той мысли,
что Он воздает каждому по делу его. И Лука присоединил
то же самое и в том же порядке с небольшим различием
в словах, вполне соглашаясь с той же истиной (Лук. IX,
23 — 26).
Глава LVI
112. Затем Матфей говорит: "Истинно говорю вам: есть
некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти,
как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии
Своем". Это явление Господа на горе в присутствии трех
учеников, Петра, Иакова и Иоанна, когда Ему было дано
свидетельство Отчим голосом, представлено тремя еван-
гелистами в одном и том же порядке и совершенно в тех
же самых выражениях (Мф. XVI, 28; XVII, 9; Марк. VIII,
39; IX, 9 и Лук. IX, 27 — 36). А остальное, как могут
видеть читатели, различно по словам и выражениям, но
изложено в полном согласии в мыслях, как это мы показали
во многих местах выше.
113. А то, что Марк указывает на это, как на со-
вершившееся спустя шесть дней, подобно Матфею, а Лука
— спустя восемь дней, не должно оставлять без внимания,
ибо иных это приводит в смущение; таких нужно наставить,
представив основания для этого. Мы иногда обозначаем
дни, говоря так: "Спустя столько-то дней"; но мы порой
не считаем того дня, в который говорим, и того, в который
ожидается событие, о котором идет речь, а говорим лишь
о промежуточных целых днях. Так и делают Матфей и
Марк; они исключают тот день, в который говорил Иисус,
и тот, в который Он представил им известное видение
202