Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
тиворечит порядку следования событий друг за другом.
Но может вызывать недоумение то обстоятельство, что,
по словам Луки, Господь спросил учеников, за кого считают
Его люди, тогда, когда Он молился в уединенном месте,
Марк же говорит, что они были спрошены Им в пути.
Но это может смущать только того, кто никогда не молился
в пути.
109. Я напоминаю о том, что мною уже было сказано
выше: пусть никто не думает, что Петр получил имя тогда,
когда ему было сказано: "Ты — Петр". Но это произошло
тогда, когда, по словам Иоанна, ему было сказано: "Ты
наречешься Кифа, что значит "камень" (Петр)" (Иоан. I,
42). Отсюда следует, что это произошло и не в том месте,
где Марк, перечисляя поименно двенадцать учеников,
сказал, что Иаков и Иоанн названы "сынами грома",
потому что там лишь сказано, что Господь положил ему
называться Петром (Марк. III, 16 — 19); ведь он говорит
так только в качестве напоминания, а не в том смысле,
что это тогда совершилось.
Глава LIV
ПО. Матфей далее говорит: 'Тогда (Иисус) запретил
ученикам Своим...", и т. д. до слов: "Думаешь не о том,
что Божие, но что человеческое" (Мф. XVI, 20 — 23). В
таком же порядке это присоединяют Марк и Лука (Марк.
VIII, 30 — 33 и Лук. IX, 21, 22), но Лука не сказал, что
Петр противился страданиям Христовым.
Глава LV
111. Потом Матфей продолжает: "Тогда Иисус сказал
ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись
себя и возьми крест свой и следуй за Мною", до слов:
"Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего
с Ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам
его" (Мф. XVI, 24 — 27). Это присоединяет и Марк,
201