Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/199"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
уже спустились на низину, когда хлебы раздавались народу.
А потому нет никакого противоречия в том, что Он снова
взошел на гору, как говорят Иоанн и Матфей.
101. А Лука после повествования о чуде с пятью хлебами
переходит к другому и уклоняется от общего порядка.
Действительно, он не говорит ничего ни о лодке, ни о
хождении Господа по волнам; но сказав: "И ели и
насытились все", прибавил: "В одно время, когда Он
молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он
спросил их: за кого почитает Меня народ?" (Лук. IX, 17,
18). Таким образом, он сначала рассказывает не о том, о
чем остальные евангелисты, сообщившие, что Господь,
ходящий по водам, подошел к плывущим в лодке ученикам.
И потому следует думать, что Он спросил учеников: "За
кого почитает Меня народ?" не на той горе, на которую,
по словам Матфея, Он взошел, чтобы помолиться в
уединении (ведь Лука, по-видимому, согласен с Матфеем,
говоря: "Когда Он молился в уединенном месте", так как
и тот сказал: "Взошел на гору помолиться наедине"), а
совершенно в другом месте, также уединенном, но с Ним
были ученики Его.
Глава XLVIII
102. Матфей продолжает так: "И переправившись при-
были в землю Геннисаретскую", и проч. до слов: "Есть
неумытыми руками — не оскверняет человека" (Мф. XIV,
34 — XV, 20). Об этом же говорит и Марк, не давая
никакого повода к недоуменным вопросам (Марк. VII, 1
— 23); и хотя о кое-чем говорится у него иначе, но этим
он не отступает от общей им мысли. А Иоанн, после
рассказа о вступлении на землю с лодки, на которую
взошел Господь, ходивший по морю, по своему обыкно-
вению сосредоточил свое внимание на речи Господа и
сообщил то, что Он говорил о хлебе. И непосредственно
после приведения этой речи он снова уносится в своих
Умозрениях (Иоан. VI, 22 — 72). Однако же в том, в
чем он расходится с другими, его переход к иным предметам
197