Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Глава XLVII
99. Затем Матфей говорит: "И отпустив народ, Он
взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался
там один", и проч. до слов: "Бывшие же в лодке подошли,
поклонились Ему и сказали: истинно Ты, Сын Божий"
(Мф. XIV, 23 — 33). Так же продолжает и Марк после
повествования о чуде с пятью хлебами: "Вечером лодка
была посредине моря, а Он один на земле", и т. д. (Марк.
VI, 47 — 54); почти то же, за исключением речи о Петре.
Тут необходимо предупредить, чтобы не дать повода к
сомнению, что Марк, говоря о хождении Господа по
водам, сказал, что Он хотел пройти мимо их. Каким
образом кто-то смог понять это в том смысле, что Он
хотел их гибели, как бы людей чуждых Ему, которые
настолько не узнали Его, что Он им казался привидением?
Ведь Он подошел к ним, находившимся в смущении и
кричавшим, с такими словами: "Ободритесь; это Я, не
бойтесь". Итак, каким образом Он хотел погубить тех,
кого так ободряет, если только Его желание погубить их
не имело своей целью вызвать тот их вопль, по которому
нужно было прийти к ним на помощь.
100. Иоанн несколько подробнее описал эти события,
ибо после рассказа о чуде с пятью хлебами также говорит
о затруднительном положении лодки и о хождении Господа
по водам, так соединяя рассказ: "Иисус же, узнав, что
хотят придти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять
удалился на гору один. Когда же настал вечер, то ученики
Его сошли к морю и, вошедши в лодку, отправились на
ту сторону моря в Капернаум. Становилось темно, а Иисус
не приходил к ним. Дул сильный ветер и море волновалось"
(Иоан. VI, 15 — 21). Здесь может показаться противо-
речивым только то, что Матфей говорит, будто Он взошел
на гору, отпустив народ, чтобы там помолиться в уединении,
а Иоанн пишет, что Он был на горе с теми же толпами,
которых напитал пятью хлебами. Но так как и сам Иоанн
говорит, что после этого чуда Он удалился на гору, чтобы
не быть удержанным толпой, которая хотела сделать Его
царем, то, конечно, становится понятным, что с горы они
196