Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/196"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
аналогичных случаях, неизменно следуя при этом истине.
И исследование необходимо начинать не с Матфея, а с
Иоанна, у которого повествование построено так, что он
назвал даже имена учеников, с которыми Господь беседовал
по этому предмету. Действительно, он говорит: "Иисус,
возвед очи и увидев, что множество народа идет к Нему,
говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их на-
кормить?", и проч. до слов: "И собирали, и наполнили
двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов,
оставшимися у тех, которые ели" (Иоан. VI, 5 — 13).
96. Здесь не так уж важно, что он упомянул о том,
что хлебы были ячменные, о чем другие не сказали; также
не суть важно и то, что он не привел количества народа:
что там было пять тысяч человек, кроме женщин и детей,
о чем сказал Матфей. Понятно: один упомянул одно,
другой — другое. Важно вот что: каким образом все
сказанное ими истинно. В самом деле, если Господь, по
Иоанну, посмотрев на толпы, спросил для испытания
Филиппа, где они могли бы достать им пищи, то при
этом может закрасться сомнение, как может быть истинным
то, что Господу предложили ученики, а именно: отпустить
толпы, чтобы они могли купить себе пищи в соседних
местах, как о том сообщают другие евангелисты, равно
как и то, что Господь, по словам Матфея, сказал им:
"Не нужно им идти; вы дайте им есть". С Матфеем
согласны Марк и Лука, пропуская только его слова: "Не
нужно им идти". Таким образом, становится ясным, что
после этих слов Господь посмотрел на толпы и сказал
Филиппу то, о чем упоминает Иоанн, а эти пропускают.
Затем, приведенный у Иоанна ответ Филиппа Господу
Марк приписывает всем ученикам; впрочем, он мог, как
это часто бывает, употребить множественное число вместо
единственного. Таким образом, слова Филиппа: "Им на
двести динариев не довольно будет хлеба" значат то же,
что, по словам Марка, спросили ученики: "Разве нам
пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть?"
А слова Господа, приведенные Марком: "Сколько у вас
хлебов?" прочие пропустили. А то, что, по Иоанну, под-
сказал Андрей о пяти хлебах и двух рыбках, другие
194