Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/194"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
Глава XLV
93. После слов об извещении Христа о смерти Иоанна
Матфей продолжает свое повествование так: "И услышав
Иисус удалился", и проч. до слов: "И сжалился над ними
и исцелил больных их" (Мф. XIV, 13, 14). Он говорит,
что это было непосредственно после страдания Иоанна.
Таким образом, после совершилось то, о чем прежде
сообщено и что побудило Ирода сказать: "Иоанна я
обезглавил". И действительно, мы должны считать позд-
нейшим то, что молва принесла Ироду, так что он пришел
в смятение и стал колебаться относительно того, кто бы
мог быть Тот, о Котором ему сообщили после того, как
Иоанна он обезглавил. А Марк, сообщив о страданиях
Иоанна, говорит, что апостолы возвратились к Иисусу и
возвестили Ему все, что сделали и чему учили, и только
он один говорит, что Господь повелел им отдохнуть
немного в уединенном месте, затем взошел с ними на
корабль и отплыл, а толпы, видевшие это, пришли туда
раньше их; и Господь, сжалившись над ними, учил их
многому, а когда время было позднее, тогда и совершилось
то, что все присутствующие были накормлены пятью
хлебами и двумя рыбами (Марк. VI, 30 — 44).
Об этом чуде упомянули все четыре евангелиста. Даже
Лука, который о страдании Иоанна рассказал намного
раньше (Лук. III, 20), теперь, после упоминания об Ироде
и его сомнении относительно того, кто такой Господь,
непосредственно прибавил то же, что и Марк, т. е. что
к Нему возвратились апостолы и рассказали, что они
сделали; что Он удалился с ними в пустынное место; что
при этом за Ним последовали многие толпы народа; что
Он говорил им о Царстве Божием и исцелил тех, которые
страдали недугом; и после он также упоминает, что в
конце дня было совершено чудо с пятью хлебами (Лук.
IX, 10 — 17).
94. Но Иоанн, который во многом отличается от трех
остальных евангелистов, потому что он больше останавлива-
ется на речах, произнесенных Господом, чем на чудесно
совершенных действиях, после упоминания о том, что Он,
192