Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Глава XLIV
92. Далее Матфей говорит: "Ибо Ирод, взяв Иоанна,
связал его и посадил в темницу", и т. д. до слов: "Ученики
же его пришедши взяли тело его и погребли его; и пошли,
возвестили Иисусу" (Мф. XIV, 3 — 12). Марк сообщает
об этом почти теми же словами (Марк. VI, 17 — 29). А
Лука вспомнил об этом не в том порядке, а непосредственно
после крещения Господа; так что Лука загодя описал то,
что случилось гораздо позже. Действительно, упомянув
слова Иоанна о Господе, что лопата в руке Его и Он
соберет пшеницу в житницу Свою, а плевелы сожжет
огнем неугасимым (Лук. III, 15 — 21), Лука непосредст-
венно за этим прибавил то, что, по весьма ясному сооб-
щению Иоанна, совершилось не непосредственно после
(так как Иоанн сообщает, что после крещения Иисус
пошел в Галилею, где претворил воду в вино, а потом,
после кратковременного пребывания в Капернауме, воз-
вратился в Иудею, и там около Иоанна крестил многих,
прежде чем Иоанн был заключен в темницу (Иоан. II, 1
— 12; III, 22 — 24)).
Только несведущий в Писаниях не поймет, что Ирод
был оскорблен Иоанном гораздо позже его слов о житнице
и пшенице и лишь тогда заключил его в темницу. Отсюда
очевидно, что Лука, случайно вспомнивший об этом оскор-
блении, рассказал о трагедии Иоанна прежде многих
событий, о которых имел намерение повествовать. Но и
Матфей с Марком в своем рассказе расположили события
с Иоанном не в том порядке, в котором совершавшееся
представляется в их писаниях. Ведь и они сказали, что
после предания Иоанна Господь пошел в Галилею (Мф.
IV, 12; Марк. I, 14), и уже после многого, что было
сделано Им в Галилее, пришли к Ироду с сообщением,
заставившем Ирода усомниться, не воскрес ли из мертвых
Иоанн, которого он обезглавил (Мф. XIV, 1, 2; Марк. VI,
14 — 16); по этому поводу они и сообщают все, касающееся
заключения и умерщвления Иоанна.
7 Зак.3645
191