Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
и презрительно отзывались о Его незнатном происхож-
дении.
В самом деле, ведь Лука говорит, что Господь сказал
им: "Конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели
Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что,
мы слышали, было в Капернауме" (Лук. IV, 23), хотя у
Луки еще ничего не было сказано о совершенном в
Капернауме. Для ясности приведем то место, после которого
Лука перешел к рассматриваемому повествованию. Расска-
зав о крещении и искушении Господа, Лука продолжает
так: "И окончив все искушение, диавол отошел от Него
до времени. И возвратился Иисус в силе духа в Галилею;
и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране. Он
учил в синагогах их, и от всех был прославляем. И пришел
в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению
Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему
подали книгу пророка Исайи; и Он, раскрыв книгу, нашел
место, где было написано: "Дух Господень на Мне, ибо
Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня
исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным
освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных
на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное".
И закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в
синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить
им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И
все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам бла-
годати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов
ли это сын? Он сказал им: конечно, вы скажете Мне
присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в
Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме"
(Лук. IV, 13 — 23), и проч. до конца этого места его
повествования. Итак, разве не очевидно, что Лука созна-
тельно опережает события, желая заранее рассказать о том,
что произошло (о чем он говорит прямо) уже после
великих дел, совершенных в Капернауме, о которых он
сам намерен сообщить позднее.
189