Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Глава XLII
89. Далее Матфей говорит: "И когда окончил Иисус
притчи сии, пошел оттуда", и т. д. до слов: "И не
совершил там многих чудес по неверию их" (Мф. XIII,
53 — 58). Здесь он не указывает явно на то, что одно
событие следовало за другим. Марк же, равно как и Лука,
дает понять, что сохраняет такую последовательность, при-
ведя после истории с притчами случай в лодке, где Иисус
уснул, и известное чудо изгнания бесов в земле Гадаринской
(Марк. IV, 35; V, 17 и Лук. VIII, 22 — 37), о которых
Матфей сделал вставку выше (Мф. VIII, 23 — 34). Итак,
посмотрим теперь, согласно ли с другими двумя, т. е. с
Марком и Лукой, то, что, по Матфею, Господь сказал в
отечестве Своем и что было сказано Ему, так как и
евангелист Иоанн в различных местах своего повествования
пространно упоминает как о том, что нечто подобное
было сказано Господу (Иоан. VI, 42), так и о том, что
сказал Господь.
90. Действительно, Марк приводит здесь почти все то
же, что и Матфей, кроме того, что Господь согражданами
своими назван был сыном Марии и плотником (Марк.
VI, 1 — 6), а не сыном плотника, как у Матфея. Но
этому не следует удивляться, потому что могло быть
сказано и то, и другое, — ведь они считали плотником
Того, Кто был сыном плотника. А Лука то же самое
событие описывает более пространно: он приводит его
немного спустя после крещения и искушения Его, несо-
мненно изображая прежде то, что совершалось после
многих промежуточных событий. Отсюда каждый может
усмотреть (и это при рассмотрении столь важного вопроса,
как согласие евангелистов, является необходимым), что
они заведомо нечто пропустили, или же, не зная, каков
был порядок событий, привели тот, который сохранился
в их воспоминаниях. Это можно с полной ясностью понять
из этого места, потому что здесь Лука, прежде чем сообщить
о каком-либо деянии Господа в Капернауме, наперед
привел то событие, которое мы ныне рассматриваем: когда
Его соотечественники изумлялись могуществу в Нем силы
188