Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/19"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
спорах, что нет ничего несомненного и в том, что люди
видят, по причине невозможности выделить обманы зрения,
хотя бы то, что воспринимается зрением, случайно и было
истинным. У нас же "праведник живет верою" (Аввак. II,
4; Рим. I, 17). А если устранить согласие, то устраняется
и вера, потому что без согласия нет веры. И существуют
истины, хотя и недоступные зрению, но такие, без веры
в которые нельзя достигнуть блаженной или, что то же
самое, вечной жизни. Я не знаю, нужно ли нам разго-
варивать с такими людьми, которые не только не ожидают
будущей жизни, но и не знают, живут ли они в настоящей;
они говорят, что не знают и то, чего не могут не знать.
Ведь немыслимо же не знать того, что ты живешь, так
как если бы ты жил, то не имел бы и незнания; иметь
знание и незнание свойственно только живущему. Не
соглашаясь с тем, что они живут, они якобы предостерегают
себя от ошибки; тогда как даже ошибкой они доказывают,
что живут, потому что кто не живет, тот не может и
ошибаться. Как верно и несомненно то, что мы живем,
так верно и несомненно многое такое, несогласие с чем
свидетельствовало бы скорее об отсутствии мудрости, если
не сказать — о безумии.
21. В тех вещах, вера или неверие в которые безразличны
для достижения царствия Божия, которые можно считать
и истинными, и ложными, в этих вещах ошибаться —
не значить грешить, или если грешить, то весьма мало и
весьма легко. Да и как бы велика ни была эта ошибка,
она не имеет отношения к тому пути, которым мы идем
к Богу, а путь этот есть вера во Христа, вспомоществуемая
любовью (Гал. V, 6). С этого пути не совращала и та
приятная для родителей ошибка в близнецах, не совращался
с него и апостол Петр, когда он, думая, что видит видение,
настолько принимал одно за другое, что не различал
истинных тел, среди которых находился, от воображаемых
им призраков — до тех пор, пока не ушел от него
освободивший его ангел; не уклонялся от этого пути и
патриарх Иаков, когда живого сына считал растерзанным
зверьми (Быт. XXXVII, 33). В этих и подобного рода
обманах мы обманываемся, не нарушая веры в Бога, и