Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
от нижеприведенных событий. Действительно, после упо-
минания о некоторых притчах, он так приводит вспом-
нившееся ему происшествие с Матерью и братьями Его:
"И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли
подойти к Нему по причине народа". Он не указал, когда
именно они подошли к Нему. Затем, когда он описал
случившееся, то говорит так: "В один день Он вошел с
учениками Своими в лодку" (Лук. VIII, 19 —22). Очевидно,
что говоря "в один день" Лука не имел в виду именно
тот день, события которого он описал выше. Таким образом
то, что Матфей говорит о Матери и братьях Его, ничем
не противоречит сообщениям Марка и Луки.
Глава XLI
88. Матфей продолжает: "Вышед же в день тот из
дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество
народа", и проч. до слов: "Поэтому всякий книжник,
наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который
выносит из сокровищницы своей новое и старое" (Мф.
XIII, 1 — 52). Все это произошло непосредственно после
того, что Матфей сообщил о Матери Его и братьях; а
что Матфей в повествовании сохранил порядок событий,
это доказывается тем, что, переходя от того события к
этому, он так связал рассказ: "В тот день". Говоря так,
он (если только по обычному в Писаниях словоупотреб-
лению под днем не разумеется время) ясно показывает,
что это совершилось непосредственно вслед за сказанным
выше. Марк выдерживает тот же порядок (Марк. IV, 1
— 34). А Лука после того, что рассказывает о Матери и
братьях Господа, переходит к другому, но при этом ничем
не указывает на временную последовательность событий,
что могло бы противоречить вышеприведенному порядку
(Лук. VIII, 22). Итак, ни то, что поведал Матфей о словах
Господа, ни то, что, вторя Матфею, привели Марк и
Лука, не дает никаких оснований для недоуменных во-
просов; а в том, что рассказал только один Матфей, тем
более нет ничего противоречивого.
187