Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/188"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
и нашел дом очищенным. Итак, после слов о той женщине,
когда он привел ответ толпам, просившим знамения с
неба, после вставки притчи об Ионе пророке и речи
самого Господа, он привел сказанное о царице с Юга и
о Ниневитянах. Таким образом, он сообщил нечто, о чем
Матфей умолчал, а нечто и пропустил из joro, о чем тот
сказал. Но кто не видит, что не столь уж важно, в каком
порядке Господь сказал это; в силу особого для нас
значения евангелистов мы должны знать одно: нет лжи в
том, что кто-нибудь из них передает чью-либо речь не в
том порядке, в каком она была произнесена, потому что
для дела ничуть не важно, происходило это так или этак.
Более того, Лука приводит здесь обширную речь Иисуса
и сообщает о ней нечто такое, что Матфей приводит в
речи Господа на горе (Мф. V — VII); из этого нам
становится понятным, что она была произнесена дважды:
и тогда, и теперь.
Глава XL
87. Теперь рассмотрим, насколько евангелисты согласны
друг с другом в том, что говорится в следующем месте
из Матфея: "Когда же Он еще говорил к народу, Матерь
и братья Его стояли вне дома", и т. д. до слов: "Кто
будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне
брат и сестра и матерь" (Мф. XII, 46 — 50). Мы должны,
без сомнения, понимать, что это совершилось в том
порядке, в каком и рассказано. В самом деле, ведь он
предпослал вводные слова: "Когда же Он еще говорил к
народу", чем ясно дал понять, что Господь продолжал
речь, приведенную евангелистом выше. Ибо и Марк,
записав слова Господа, сказанные о хуле на Духа Святого,
говорит: "И пришли Матерь и братья Его" (Марк. III, 31
— 35), пропустив при этом некоторые события, которые
привели Матфей и, несколько пространнее, Лука. Лука,
однако, не выдержал последовательности в передаче этой
истории, поставив ее впереди говоренного Иисусом раньше.
Кроме того, он вставил ее так, что она является как бы
ни с чем не связанной, отделенной как от выше-, так и
186