Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/187"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
другом, так как нечто умалчивает: ведь он присоединяет
в дальнейшем повествовании то же, что и Матфей.
Глава XXXVIII
85. Матфей продолжает так: "И дивился весь народ и
говорил: не Сей ли Христос, Сын Давидов?", и проч. до
слов: "От слов своих оправдаешься и от слов своих
осудишься" (Мф. XII, 23 — 37). Марк присоединяет слова
об Иисусе, что Он якобы изгоняет бесов силою бесовского
князя, но не по поводу исцеления указанного выше немого,
но после кое-чего другого, о чем говорит только он один,
а этим связывает свое повествование или заимствуя из
другого места, или же нечто пропуская, а потом снова
возвращаясь к прежнему порядку событий (Марк. III, 22
— 30). А Лука говорит то же, что и Матфей, и почти
теми же словами (Лук. XI, 14 — 26); называя же Духа
Божия перстом Божиим, он не отступает от той же истины,
потому что так он лучше учит нас понимать, что есть
перст Божий, когда мы об этом читаем в каком-либо
месте св. Писания.
Глава XXXIX
86. Далее Матфей говорит: "Тогда некоторые из книж-
ников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам
видеть от Тебя знамение", и т. д. до слов: "Так будет и
с этим злым родом'4 (Мф. XII, 38 — 45). Также повествует
и Лука в том же самом месте, но в несколько отличном
порядке (Лук. XI, 16 — 37), потому что о том, что они
просили у Господа знамения с неба он рассказал после
известного чуда с немым, и не туда отнес то, что им
ответил на это Господь, но говорит, что этот ответ был
дан после прихода толп, и это он присоединяет после
того, как вставил несколько слов о женщине, сказавшей
Господу: "Блаженно чрево, носившее Тебя". А об этой
женщине он говорит, когда привел речь Господа о том,
как дух нечистый, выйдя из человека, снова возвратился
185