Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
на их молчание, Он предложил им притчу об овце и
заключил ее словами, что позволительно делать добро; и
уже после всего этого, окинув их гневным взором (как
говорит Марк), опечаленный слепотою их сердца, сказал
человеку: "Протяни руку свою".
Глава XXXVI
83. Матфей продолжает, вводя такую связь в повест-
вование: "Фарисеи же вышедши имели совещание против
Него, как бы погубить Его. Но Иисус узнав удалился
оттуда. И последовало за Ним множество народа", и так
далее до слов: "И на имя Его будут уповать народы"
(Мф. XII, 14 — 21). Об этом упоминает только он один;
два другие продолжают речь о другом.
Похоже, что порядок событий несколько удержал Марк,
который говорит, что Иисус, узнав злые помышления
иудеев против Себя, удалился со своими учениками к
морю, что к Нему стеклись толпы и что Он исцелил
многих (Марк. III, 7 — 12). А после этого Он начал
переходить к другим предметам, не к тем, которые следуют
непосредственно за этим; весьма трудно понять, дейст-
вительно ли собрались к Нему толпы тогда, когда Марк
пишет: "Потом взошел на гору". Об этом, по-видимому,
упоминает и Лука, когда говорит: "В те дни взошел Он
на гору помолиться" (Лук. VI, 12). Само "в те дни"
достаточно ясно показывает, что это описанное событие
не непосредственно следовало за предыдущим.
Глава XXXVII
84. Затем Матфей говорит: 'Тогда привели к Нему
бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что
слепой и немой стал и говорить и видеть" (Мф. XII, 22).
Об этом Лука сообщает не в том порядке, но после
многого другого, и говорит только о немом, а не о слепом
(Лук. XI, 14); но не следует думать, что он говорит о
184