Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
удержал порядок следования событий, а прочие — дер-
жались порядка своих воспоминаний; впрочем, это заклю-
чение справедливо в том только случае, если слова "в то
время" понимать в широком значении, т. е. тогда, когда
происходило много различных событий.
Глава XXXV
82. Затем Матфей повествует: "И отошед оттуда, вошел
Он в синагогу их. И вот, там был человек, имеющий
сухую руку", и т. д. до слов: "И стала она здорова, как
другая" (Мф. XII, 9 — 13). Об этом исцеленном не
умалчивают ни Марк, ни Лука (Марк. III, 15; Лук. VI, 6
— 10). Но можно было бы думать, что события с колосьями
и с этим исцеленным произошли в тот же день, потому
что и здесь упоминается о субботе, если бы только Лука
не обнаружил, что исцеление руки произошло в другую
субботу, потому что слова Матфея: "И отошед оттуда" в
действительности значат, что туда Он пришел только тогда,
когда перешел оттуда; но сколько дней спустя Он пришел
в их синагогу после прохождения через посевы, об этом
ничего определенного не сказано. Благодаря этому высво-
бождается место для повествования Луки.
Но может возникнуть вопрос: "Каким образом Матфей
говорит, что они спросили Господа: "Можно ли исцелять
в субботы?", желая найти повод к обвинению; и Он
предложил им притчу об овце: "Кто из вас, имея одну
овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и
не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак,
можно в субботы делать добро"; тогда как Марк и Лука
гораздо лучше отражают вопросивших Господа словами:
"Что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти
душу, или погубить?" Итак, должно понять, что прежде
они спросили Господа: "Позволительно ли исцелять в
субботу?" И потом, когда Он, уразумевая их помышления,
т. е. что они ищут повода для обвинения, поставил среди
них того, кого хотел исцелить, и спросил то, что, по
словам Марка и Луки, Он и спросил; и после, в ответ
183