Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
сказано дважды. Так, например, у того же Луки дважды
находится сказанное Господом о том, что в пути не должно
носить сумы и тому подобного (Лук. IX, 3 и X, 4). Отсюда
следует, что нет ничего удивительного в том, что у
отдельных лиц и нечто другое повторено в том же порядке,
в каком оно было сказано, и что, поэтому, оказывается
различный порядок у отдельных повествователей, так как
сказанное является и тогда, когда один сказал, и тогда,
когда другой снова припомнил.
Глава XXXIII
80. Матфей далее пишет: "В то время, продолжая речь,
Иисус сказал: славлю Тебя, Отче", и проч. до слов: "Ибо
иго Мое благо, и бремя Мое легко" (Мф. XI, 25 — 30).
Отчасти об этом говорит и Лука, хотя и не говорит:
"Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные,
и Я успокою вас". Господом это, конечно же, сказано
было, но, вероятно, Лука не все сказанное вспомнил.
Действительно, Матфей говорит: "В то время, продолжая
речь...", и т. д. после укора, сделанного городам, а Лука
после этого укора вставляет нечто иное, правда, немногое;
а вышеприведенные слова он присоединяет так: "В тот
час возрадовался духом Иисус и сказал..." (Лук. X, 21).
Поэтому, даже если бы Матфей и не сказал "в то время",
это не показалось бы неразумным в виду того, что Лука
вставляет в средине так мало.
Глава XXXIV
81. Матфей продолжает: "В то время проходил Иисус
в субботу засеянными полями", и т. д. до слов: "Ибо
Сын Человеческий есть господин и субботы" (Мф. XII,
1 — 8). Это же повторяется, хотя и безо всякого недо-
уменного вопроса, Марком и Лукой (Марк. II, 23 — 28;
Лук. VI, 1 — 5). Но они не говорят: "В то время".
Отсюда можно сделать вывод, что Матфей преимущественно
182