Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
том, что в ней будет нужда; ведь эту (другую) он может
получить в силу обретенной власти.
Поэтому Марк, говоря, чтобы они обувались в сандалии
или подошвы, показывает, что такая обувь имеет некоторое
таинственное значение, а именно: чтобы нога не оставалась
без защиты, но не была и покрыта, т. е. чтобы благовес-
твование не скрывалось, но и не опиралось на земные
удобства. Кроме того, Он запрещает не носить или иметь
две одежды, а, лучше сказать, надевать: "не носить двух
одежд", чем увещевает только к тому, чтобы они ходили
в простоте, а не в изобилии.
76. Следовательно, нельзя сомневаться в том, что Гос-
подь сказал все, но частью в прямом смысле, а частью
— в переносном; а евангелисты внесли в свои Евангелия
так, что один сказал одно, а другой — другое; а нечто
внесено двумя или тремя, или даже всеми четырьмя
евангелистами. Однако, все это собрано не так, как было
сказано или сделано. А кто полагает, что Господь не мог
в одной и той же речи одно сказать в прямом смысле,
а другое — в переносном, тот пусть обратит внимание
на остальное; тогда он увидит, что думать так крайне
неблагоразумно. Такой, пожалуй, может вообразить (скажем
что-нибудь одно, случайно пришедшее на ум), что в
образном смысле должно понимать то увещание, что левая
рука не должна знать, что делает правая, а также учение
о милостынях или какое-либо иное наставление.
77. Я снова хочу напомнить читателю, что Господь в
тех или других местах своих речей повторял сказанное
Им ранее; так что в том случае, если порядок речей или
событий у одного евангелиста не совпадает с порядком у
другого, читающему не следует думать, что здесь есть в
чем-либо противоречие, ибо это лишь означает, что в
другом месте снова сказано то, что говорилось где-то еще;
и это должно иметь в виду не только относительно
событий, но и относительно речей. Ведь ничто не пре-
пятствует думать, что это совершалось во второй раз; но
бессмысленным святотатством является злословие Еван-
гелия, когда человек не верит, что снова совершилось то,
180