Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/181"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
ученикам, Господь указывал то, что тот же апостол более
ясно объясняет так: "Разве не знаете, что священнодей-
ствующие питаются от святилища? что служащие жерт-
веннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел
проповедующим Евангелие жить от благовествования. Но
я не пользовался ничем таковым" (I Кор. IX, 7 — 15).
Итак, когда он говорит, что Господь так установил, а он
этим не пользовался, то, конечно, он показывает, что
власть пользования дана, но не положена неизбежная
нужда пользоваться этим.
74. Господь, заповедуя, чтобы провозвещающие Еван-
гелие жили от Евангелия, этим говорит апостолам, дабы
они в заботливости своей были беспечны и не носили с
собою того, что необходимо для сей жизни, ни малого,
ни великого. Поэтому и сказано: "ни посоха", чем пока-
зывается, что Его служителям должно быть все дано и
чтобы они не искали чего-либо более, чем нужно. А
добавив: "ибо трудящийся достоин пропитания" Он не-
двусмысленно показал, в виде чего и по какой причине
все это говорится. Итак, эту власть Он назвал посохом,
когда "заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме
одного посоха"; здесь можно было кратко сказать и так:
"Ничего необходимого не берите с собою, даже посоха,
кроме только посоха", так что словами "ни посоха" дается
понять, что не нужно брать самых незначительных вещей,
а прибавкой: "кроме только посоха" указывается на воз-
можность (власть), полученную от Господа, не иметь нужды
в том, чего они не имеют у себя. Господь сказал и то
и другое, но так как ни один евангелист не выразил
вместе того и другого, то и кажется, что один противоречит
другому; но на основании вышеуказанного пусть так более
никто не думает.
75. Подобное же подразумевается и тогда, когда Матфей
говорит, что не нужно носить обуви; и тут Господь
запрещает заботу о том, что в ней будет недостаток. Также
следует понимать и относительно двух одежд, т. е. чтобы
кто-нибудь из них не думал, что необходимо носить с
собою другую, кроме той, которая на плечах, заботясь о
179