Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
несется каждым отдельно. Таким же образом и жезл
понимается духовно, когда апостол говорит: "С жезлом
придти к вам, или с любовью и духом кротости?" (I Кор.
IV, 21), понимается он и телесно, когда мы употребляем
это слово в применении к какому-либо другому делу; не
будем говорить о других образных значеншсс этого слова.
73. Итак, должно принимать и то и другое, т. е. и то,
что апостолы не носили посоха, и то, что они носили
только посох: действительно, когда, по Матфею, Он го-
ворит: "Не берите с собою ни золота, ни серебра... ни
посоха", то непосредственно вслед за этим продолжает:
"Ибо трудящийся достоин пропитания" (Мф. X, 9, 10);
Он ясно показывает, почему Он не хотел, чтобы они это
имели и носили: не потому, что в них нет нужды для
поддержания этой жизни, но для того, чтобы показать,
что все это должно быть доставляемо теми самыми веру-
ющими, которым они проповедовали Евангелие, как жа-
лованье воинствующим, как плод винограда делателям, как
молоко стада пастырям.
Поэтому апостол Павел говорит: "Какой воин служит
когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград,
не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от
стада?" Здесь говорится о том, что необходимо пропо-
ведникам Евангелия. Поэтому немного спустя он говорит:
"Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если
пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть,
не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью".
Отсюда ясно, что Господь заповедал не то, что благо-
вестники должны получать средства к жизни только от
тех, которым они проповедуют Евангелие; в противном
случае тот же апостол поступил против этой заповеди,
потому что он своими руками приобретал себе средства
к жизни, чтобы не быть кому-либо в тягость (I Фес. II,
9); но Он дал возможность, в силу которой они знали,
что это им следует как должное. Когда Господь что-либо
заповедует, то в случае не совершения этого является
преступление непослушания, но когда дается возможность
(власть), то каждому позволительно ею не пользоваться и
как бы поступаться своим правом. Итак, говоря это
178