Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
сказали, что не должно брать с собой даже и посоха. Это
недоумение разрешается тем, что посох, который по Марку
должно носить, понимается с одним значением, а тот,
которого по Матфею и Луке не должно носить, с другим,
подобно тому, как и под искушением в одном случае
разумеется обольщение, а в другом — испытание; также
как и суд тот, о котором говорится: "И изыдут творившие
добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение
осуждения" (Иоан. V, 29) понимается в другом значении
сравнительно с тем, в котором говорится: "Суди меня,
Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым" (Пс.
XLII, 1). Первый суд — осуждение, а второй суд — суд
для рассмотрения тяжбы.
72. Есть много и других слов, которые имеют несколько
значений и в различных местах понимаются по-разному,
что иногда требует особого разъяснения, как например:
"Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы,
а по уму будьте совершенолетни" (I Кор. XIV, 20). Скрытая
здесь мысль кратко может быть выражена так: "Не будьте
детьми, но будьте детьми". Также и то: "Если кто из вас
думает быть мудрым в веке сем, тот.будь безумным, чтоб
быть мудрым" (Там же, III, 18), какое может иметь другое
значение как не то, что "не будь мудрым, чтобы быть
мудрым". А иногда скрытые наставления высказываются
так, чтобы учить ищущего, как то, что говорится в послании
к Галатам: "Носите бремена друг друга, и таким образом
исполните закон Христов. Ибо, кто почитает себя чем-
нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя. Каждый
да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу
только в себе, а не в другом; ибо каждый понесет свое
бремя" (Гал. VI, 2 — 5). Если слово "бремя" не понимать
в различных значениях, то несомненно можно подумать,
что в этом месте одно и то же само себе противоречит,
и это в одной и той же мысли и в словах, употребленных
рядом. Тот, кто прежде сказал: "носите бремена друг
друга", потом говорит: "каждый понесет свое бремя". Но
одно дело — бремя взаимной немощи, и совсем другое
— бремя при отчете Богу за свои действия; первое
выносится в общении с братьями, второе же, личное,
177