Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
немощь в людях... И призвав двенадцать учеников Своих,
Он дал им власть над нечистыми духами", и так далее
до слов: "Истинно говорю вам, не потеряет награды своей"
(Мф. IX, 35 — 38; X, 1 — 42). Во всем этом месте,
которое мы указали, Он дал много наставлений Своим
ученикам; но, как было сказано, трудно ронять, привел
ли все это Матфей в порядке очередности событий, или
же этот порядок ему подсказала его память. Марк это
место, как видим, сократил и приступил к нему с такими
словами: "Потом ходил по окрестным селениям и учил.
И, призвав двенадцать...", и проч. до слов: "Оттрясите
прах от ног ваших, во свидетельство на них" (Марк. VI,
6 — 11). Но прежде этого Марк, после рассказа о
воскресении дочери начальника синагоги, сообщил о том,
что Господу все изумлялись в отечестве Его потому, что
у Него столь великая премудрость и сила, о чем Матфей
упоминает после увещания ученикам и после многого
другого (Мф. XIII, 54). Таким образом, неизвестно: Матфей
ли восстановил пропущенное о событиях в Его отечестве,
или Марк предупредил воспоминания, т. е. неясно, кто
из них следовал порядку совершавшихся событий, а кто
удерживал последовательность мысли в воспоминании. А
Лука непосредственно вслед за воскрешением дочери Иаира
присоединил повествование о власти и увещаниях, которые
Он дал ученикам (Лук. IX, 1 — 6); впрочем, также кратко,
как и Марк, но и не так, чтобы можно было найти
последовательность в ряде событий. Лука противоречит
Матфею при перечислении учеников в другом месте, когда
они были избраны на горе, говоря об Иуде Иаковлевом,
которого Матфей называет Фаддеем, а некоторые списки
имеют имя Левия; но кто когда-либо запрещал одного и
того же человека называть двумя или тремя именами?
71. Часто спрашивают: каким образом Матфей и Лука
упомянули, что Господь сказал ученикам, чтобы они не
носили с собою даже и посоха, тогда как Марк говорит:
"И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного
посоха"; но далее он же продолжает: "ни сумы, ни хлеба,
ни меди в поясе", так что показывает, что его повествование
вращается там же, где и повествование тех, которые
176