Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Бог... жену" (Быт. II, 22), и в известном месте в книге
Чисел повелевается не убивать женщин, которые не знали
мужеского ложа, т. е. дев (Числ. XXXI, 18); подобным
словоупотреблением пользуется даже апостол Павел, когда
говорит о Христе, как о родившемся от жены (Гал. IV,
4). Это предположение куда разумнее того, что она в
двенадцать лет была уже замужней или испытала мужа.
Глава XXIX
69. Матфей продолжает так: "Когда Иисус шел оттуда,
за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас,
Иисус, Сын Давидов!", и проч. до слов: "А фарисеи
говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского"
(Мф. IX, 27 — 34). Эти события излагает один только
Матфей, потому что те два слепца, о которых повествуют
и другие, не те же самые; просто подобные события
случались неоднократно, так что хотя бы даже Матфей и
не сообщил об этом последнем событии (Мф. XX, 29 —
34), однако можно было бы видеть, что сказанное им
было сказано о двух других. Мы советуем понять и
тщательно запомнить, что есть подобные одно другому
события, что доказывается именно тогда, когда один и
тот же евангелист говорит об обоих. Таким образом, когда
мы находим некоторые подобные события у отдельных
евангелистов и в них видим нечто противоречивое, что
не может быть разрешено, то пусть это рассматривается
У нас как не то же самое, а только как подобное или
совершенное одинаковым образом.
Глава XXX
70. Далее у Матфея неясно обнаруживается порядок
событий, потому что после случая со слепцами и немым
духом повествование идет так: "И ходил Иисус по всем
городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя
Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую
175