Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/175"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
Матфее, который показывает, что это совершилось после
известных притчей о ткани и вине; он делает такой переход
к другим событиям: "Когда же возвратился Иисус, народ
принял Его, потому что все ожидали Его. И вот, пришел
человек, именем Иаир, который был начальником синагоги;
и падши к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в
дом", и т. д. (Лук. VIII, 40 — 56). Дело представляется
так, что толпа тотчас же приняла Иисуса, потому что
ожидала Его возвращения; а прибавку "и вот, пришел
человек" не следует понимать как событие, происшедшее
непосредственно в этот момент, но нужно иметь в виду
повествование о пиршестве сборщиков податей, о котором
говорит Матфей.
65. Итак, в этом повествовании, которое мы ныне
начали подвергать рассмотрению, о той женщине, которая
страдала кровотечением, все три евангелиста согласны безо
всяких недоразумений. И для сущности дела не важно то,
что один умалчивает, а другой упоминает, а также и то,
что по словам Марка Он сказал: "Кто прикоснулся к
Моей одежде?", а по словам Луки: "Кто прикоснулся ко
Мне?"; один сказал, как обычно говорят, а другой осо-
бенным образом, но оба выразили одну и ту же мысль;
потому что обычно мы говорим: "Ты терзаешь меня", а
не; "Ты терзаешь одежду мою", хотя ведь вполне ясно,
что мы хотим этим сказать.
66. Но при всем этом Матфей повествует, что начальник
синагоги указал Господу, что дочь его не близится к
смерти или умирает, а уже скончалась; два другие еван-
гелиста, — что она близка к смерти, но еще не умерла,
так что даже говорят, будто после пришли сообщить о ее
смерти, и что поэтому не должно тревожить Учителя,
как-будто Он мог возложением руки только не допустить
ее умереть, но никак не пробудить мертвую. Следует
думать, что Матфей ради краткости счел лучшим сказать,
что Господа просили сделать именно то, что Он и сделал,
т. е. пробудил умершую. Он обратил внимание не на
слово отца о дочери своей, а преимущественно на его
желание, и употребил именно те слова, которые соответ-
ствовали этому желанию. Ведь отец был в таком отчаянии,
173