Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/173"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
ли Ему об учениках Иоанна и фарисеях, что те постятся;
т. е. подошли те, которых это соблазнило, и сказали Ему
вышеприведенное. Эту мысль яснее всего выразил Лука,
сказав после ответа Иисуса о призыве грешников к пока-
янию: "Они же (т. е. те, кто роптали о присутствии
мытарей и грешников на пиру) сказали Ему: почему
ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также
и фарисейские, а Твои едят и пьют?" Из всего этого
можно сделать вывод, что и слова Матфея обозначают
только то, что среди прочих были и ученики Иоанна, и
все наперебой, кто как мог, делали этот упрек; но мысль
евангелистов, при всем различии способов выражения,
сохраняет одно и то же содержание.
63. Одинаково вставили Матфей и Марк и известное
место о сынах чертога брачного, что они не будут поститься,
пока с ними жених; а Лука говорит: "Можете ли заставить
сынов чертога брачного поститься". Мысль та же, разве
что несколько усиленная. Что же до того, что Матфей
вначале сказал не "поститься", а "печалиться", то после
он добавил: "Тогда и будут поститься", "поститься", а не
"печалиться". Таким образом он указал, что Господь
говорит о таком посте, который связан с уничижением в
печали и скорби, так что понятно, что другое настроение,
относящееся к радости мысли, привязанной к духовному
и поэтому до некоторой степени удерживающейся от
телесных яств, Господь обозначил дальнейшими срав-
нениями о новой ткани и новом вине, чтобы этим показать,
что людям душевным и плотским, заботящимся о теле и
поэтому еще удерживающим древние чувства, такой пост
не соответствует; эти сравнения одинаково объясняются и
другими двумя евангелистами. Ведь уже достаточно ясно,
что нет ничего противоречивого в том, что один приводит
то, что другой пропустил в словах или в содержании,
пока он не отступил от той же самой истины или пока
другие не противоречат тому, что иногда приводится иначе.
171