Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
вы едите и пьете с мытарями и грешниками?", не желая,
конечно, этим подчеркнуть, что он не подразумевает здесь
Учителя, но лишь указывая на то, что упрек этот относился
ко всем: и к Нему, и к ученикам Его. Ведь поэтому,
конечно, Лука и говорит, что Господь ответил: "Я пришел
призвать не праведников, а грешников к покаянию". Он
ответил им так только потому, что слова: "едите и пьете"
относились прежде всего к Нему. И хотя Матфей и Марк
сообщили, что этот упрек сделан был ученикам Его, но,
укоряя учеников, выговаривали Учителя, Которому ученики
подражали.
Итак, мысль здесь одна: она внушена тем лучше, что
сообщена в различных выражениях при сохранении одной
и той же истины. Что же до ответа Господа, то по
сообщению Матфея он был таков: "Не здоровые имеют
нужду во враче, но больные; пойдите, научитесь, что
значит: "милости хочу, а не жертвы"? ибо Я пришел
призвать не праведников, но грешников к покаянию".
Марк и Лука почти в тех же словах удержали ту же
мысль, только оба они не вставляют свидетельства из
пророка: "Милости хочу, а не жертвы". Слова же "к
покаянию" разъясняют, что не потому Христос любил
грешников, что они грешники, также как и сравнение с
больными отлично внушает мысль, чего хочет Бог, призывая
грешников как врач больных, чтобы они спаслись от
беззакония, как от болезни; а это совершается через
покаяние.
62. Слова Матфея: "Тогда подходят к Нему ученики
Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся
много, а Твои ученики не постятся?", Марк привел в
таком виде: "Ученики Иоанновы и фарисейские постились.
Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы
и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?"
Кажется, что Марк потому присоединил фарисеев, что
они сказали это вместе с учениками Иоанна, тогда как
Матфей передает, что это сказали только ученики Иоанна.
Однако слова, сказанные ими, которые мы читаем у Марка,
скорее показывают, что это сказали одни о других, т. е.
участники пира, бывшие там, подошли к Иисусу и сказа-
170