Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
горе; ведь Лука указал, что именно на этой горе произошло
избрание двенадцати из множества учеников, причем из-
бранных Он наименовал апостолами (Лук. VI, 13).
Глава XXVII
60. Далее Матфей продолжает: "И когда Иисус возлежал
в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли
с Ним и учениками Его", и т. д. до слов: "Но вино
молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое"
(Мф. IX, 10 — 17). Здесь Матфей не указал, в чьем доме
возлежал Иисус со сборщиками податей и грешниками.
Из этого могло бы показаться, что Матфей об этом
рассказал не в порядке следования событий, но воспроизвел
по памяти то, что было в другое время, если бы Марк
и Лука, подобным же образом повествующие об этом, не
заявили ясно, что Иисус возлежал в доме Левия, т. е.
Матфея, и там было сказано все то, что следует дальше.
Ибо Марк об этом, сохраняя ту же последовательность,
говорит так: "И когда Иисус возлежал в доме его (т. е.
Левия, о котором он упомянул выше), возлежали с Ним
и ученики Его и многие мытари и грешники" (Марк. II,
15 — 22). О том же повествует и Лука: "И сделал для
Него Левий в доме своем большое угощение; и там было
множество мытарей и других, которые возлежали с ними"
(Лук. V, 29 — 39). Итак, очевидно, в чьем доме это
происходило.
61. Мы уже видели, что все три евангелиста привели
и слова, как те, которые были сказаны Господу, так и
те, которые Он сказал в ответ; Матфей говорит так:
"Увидевши то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего
Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?"
Почти в таких же словах говорит это Марк: "Книжники
и фарисеи, увидевши, что Он ест с мытарями и греш-
никами, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет
с мытарями и грешниками?" А Лука, как видно, вспоминал
об этом несколько иначе, потому что пишет: "Книжники
же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем
169