Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/17"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
втором, не гораздо ли меньшее зло ввести кого-нибудь в
ту ошибку, чем самому, благодаря кому-нибудь, впасть в
эту?
19. Итак, в одних случаях мы обманываемся большим
злом, в других — малым, в некоторых — никаким злом
не обманываемся, а в некоторых обманываемся даже
добром. Большим злом обманывается человек, когда не
верит в то, что ведет к вечной жизни или ведет к вечной
смерти. Малым же злом обманывается тот, кто, принимая
ложь за истину, подвергается каким-нибудь временным
неприятностям, но с помощью твердого терпения обращает
их в полезное благо. Это подобно тому, как если кто-
нибудь, считая дурного человека хорошим, терпит от него
какое-нибудь зло. Кто же считает дурного человека на-
столько хорошим, насколько не терпит от него никакого
зла, тот не обманывается никаким злом, и не к нему
относится пророческое проклятие: "горе тем, которые зло
называют добром". Сказанное пророком относится к тому,
благодаря чему люди злы, а не к самим людям. Поэтому
тот, кто прелюбодейство называет добром, действительно
осуждается тем пророческим словом. Кто же называет
добрым самого человека, которого считает непорочным,
не зная, что он — прелюбодей, тот ошибается не в
распознании добрых и злых дел, но в тайнах человеческого
характера; он называет хорошим человека, в котором, по
его мнению, есть несомненное добро, и считает злом
прелюбодея и добром непорочного; данного же человека
считает добрым по незнанию того, что он — прелюбодей,
а не непорочный. Если, далее, кто-нибудь, благодаря
ошибке, избегает погибели, что, как я сказал, случилось
и с нами в пути, то и от ошибки получается для человека
нечто доброе. Но когда я говорю, что кто-нибудь в
некоторых случаях не обманывается никаким злом, или
обманывается даже каким-либо добром, я называю злом
и добром не саму ошибку, но то зло, которого, благодаря
ошибке, избегают и то добро, которого через ошибку
достигают. Сама же по себе ошибка есть зло, большое в
большом деле и малое — в малом, однако же — зло.
Кто, кроме заблуждающегося, не видит зла в том, чтобы
15